Привет!

Этот ресурс посвящен факторингу и финансовой логистике. Здесь вы найдете ответы
на любые вопросы: зачем нужен факторинг и какие задачи он решает, как выбрать Фактора
и не ошибиться, как убедить Клиентов начать работать по факторингу, на что обратить внимание в договоре факторинга и многое другое.

А еще здесь делятся мнениями, жалуются, ругают и хвалят — те, кто уже пользуется
решениями факторинга и финансовой логистики.

Добро пожаловать!
От первого лицаНовостиПрактические советыКейсы

Попасться в сети

06.06.2013

Торговые сети – предел мечтаний, но и настоящая головная боль для любого поставщика, будь то производитель продукции, дистрибьютор или оптовая компания. Единственное условие, когда сеть будет плясать под дудку поставщика – это поставки эксклюзивного товара. Но таких, увы, немного. Почему поставщикам так хочется "попасть в сеть"? Ответ лежит на поверхности. Представленность на полках сетевого ритейлера – это кратчайший путь к конечному потребителю. Сегодня ifactoring попробует разобраться, с какими трудностями сталкиваются поставщики торговых сетей, и как факторинг помогает в их преодолении.

Крупные федеральные ритейлеры обеспечивают стабильный объем заказов и быструю оборачиваемость товара. Помимо этого поставщики на многих рынках отмечают еще одну положительную особенность сетей: хорошую платежную дисциплину. Например, клиент факторинговой компании НФК, который поставляет строительные и отделочные материалы в крупные DIY сети, говорит, что эта категория покупателей - самая надежная и удобная для взаимодействия. Во время кризиса 2008-2009 года только сетевые клиенты продолжали исправно оплачивать свои заказы, в то время как обычные дебиторы просто перестали платить. Естественно не всем поставщикам и не на каждом рынке так повезло: Dixis, Беталинк, МИР, Санта-Хаус, АЛПИ, Арбат–Престиж – вот далеко не полный список крупных федеральных игроков, банкротство которых поставило под удар большое количество поставщиков. Один из игроков рынка парфюмерии и бытовой химии, работающий с региональными сетями, дважды столкнулся с банкротством сетей. “География наших поставок охватывает практически всю территорию Российской Федерации. Покупатели нередко допускают просрочки, а иногда и неплатежи. До 2008 года суммы потерь в результате неоплаты были несущественными и не особо нас смущали. Но уже в 2008 году одна из региональных сетей не смогла расплатиться за крупную партию товара. А в 2012 году один из крупных Покупателей объявил себя банкротом. В обоих случаях наши потери были бы очень существенными, если бы не поручительство за наших покупателей. Благодаря сотрудничеству с НФК, мы избежали убытков на десятки миллионов”, - вспоминает представитель Компании.

Несмотря на очевидные преимущества работы, “зайти” в сеть под силу не каждой компании. “Сети – монополисты, они диктуют свои условия поставщикам, и мы должны им соответствовать. Присутствие в сети обеспечивает нам основной объем продаж” - говорит Игорь Яковлев, финансовый директор компании “А.И.Е. – Премиум”, которая поставляет продукты класса люкс в крупные продуктовые сетевые магазины.
Итак, каковы основные требования, которые предъявляют сети к своим поставщикам?

Начнем с того, что поставщик обязан обеспечивать определенный объем поставок и надлежащий ассортимент, иначе сети будет неинтересно с ним работать. Вопросов не возникает, если поставщик – крупная компания, обладающая хорошими производственными и/или складскими мощностями. Но если фирма небольшая, собственных оборотных средств на обеспечение нужного объема не хватает. Приходится искать дополнительный источник финансирования, причем как для закупок и производства, так и для соблюдения условия по кредитованию сети.

“Сети, для которых мы оборудуем целые пекарни, вносят предоплату всего 15% от стоимости заказа, и нам приходится привлекать дополнительное финансирование”, - поделился с ifactoring один из клиентов факторинговой компании НФК, поставляющий пекарное оборудование в крупнейшие продуктовые сети.

Помимо этого, сети регулярно проводят акции для покупателей. Например, снижение стоимости на ту или иную категорию продуктов, и естественно скидка ложиться на "хрупкие плечи" поставщика, который обязан снижать цены на свою продукцию в период проведения таких акций.

Марианна Филатова, главный бухгалтер ТМ “Лилия”,
крупнейшего производителя товаров санитарной гигиены: “Работа с торговыми сетями очень важна для нас, т.к. они обеспечивают более быстрый оборот товара, и соответственно рост. Однако крупные торговые сети предъявляют жесткие требования. Бонусы, различные акции и скидки – все это ложится дополнительной финансовой нагрузкой на наши плечи”.

Помимо этого у сетей свои требования к документообороту и к логистике, и эти требования нужно неукоснительно соблюдать, иначе поставщик рискует налететь на просрочку. Кстати, о сроках. Непременное условие работы с сетью – предоставление отсрочки платежа. И если отсрочка по продовольственным товарам закреплена законодательно в статье №9 ФЗ № 381 «О торговле» и не может превышать 45 дней, то в отношении непродовольственных товаров подобных ограничений нет, и отсрочка может достигать 90-120 дней.

И вот здесь как раз отлично поможет факторинг. Ведь финансирование дебиторской задолженности решает вопрос кассовых разрывов. “Мы не замораживаем дебиторскую задолженность, сразу получаем деньги после отгрузки и рассчитываемся с нашими поставщиками, которые не предоставляют такую большую отсрочку, какую требуют для себя сети” - говорит Марианна Филатова.

Казалось бы, что может быть проще – заключить договор с факторинговой компанией и начать грузить сеть. Последняя получает требуемые объемы товара и отсрочку, компания-поставщик получает деньги. Все довольны. Однако, одного желания поставщика бывает недостаточно.

Далеко не все сети готовы работать по факторингу. “Есть открытые компании, которые не видят в этом проблемы, а есть такие, которые соглашаются на работу по факторингу только с определенными банками, при этом поставщик обязан перевести свой расчетный счет в этот же банк”, - делится своим опытом Игорь Яковлев. Проявляться это нежелание может по-разному: покупатель в лице сети может отказаться оплачивать поставки на счет Фактора, а может быть против того, что бы третья сторона проводила процедуры по управлению дебиторской задолженностью.

Также определенные сложности могут создать “ретро-бонусы”. Дело в том, что по истечении срока отсрочки сеть может оплатить поставку “за минусом” бонусов. Если данная поставка была передана на факторинг, то по ней естественно возникнут вопросы – Фактор финансировал поставку на одну сумму, а сеть производит оплату на меньшую. К счастью, решение существует – необходимо предоставить Фактору документ, подтверждающий расчет бонуса (подписанный обеими сторонами) и вернуть финансирование в размере начисленного бонуса.

Но сети бывают разные. Уже упомянутая нами компания, которая работает с DIY сетями, традиционных при взаимодействии с сетями сложностей не испытывает: сети готовы к сотрудничеству по факторингу, без вопросов подписывают уведомления и не пугаются, что факторинг как-то отразится на сложившихся отношениях с поставщиком. Что интересно, данная компания работает по факторингу только с сетями. Другим клиентам либо не желает давать отсрочку, либо предоставляет, но очень небольшую. Все дело в объемах отгрузок – основные продажи у компании приходятся на торговые сети.

Справедливости ради хотелось бы отметить, что не всегда факторинг – это инициатива поставщика. Нередко сети первые идут навстречу поставщику, понимая, какие выгоды факторинг может принести обеим сторонам. На рынке уже существуют решения для сетей, которые заинтересованы в установлении со своими поставщиками долгосрочных партнерских отношений. Это финансирование закупок. Данная схема подразумевает 100% оплату отгрузки Поставщику и полностью электронный трехсторонний документооборот. Александр Масальский, финансовый крупнейшей региональной продуктовой сети на территории Красноярского края и республики Хакассия: “Для поставщика факторинг — это гарантия поступления денежных средств в срок, что позволяет ему четко планировать денежные потоки и избежать кассовых разрывов. За время работы по факторинговой схеме с НФК нам удалось выстроить доверительные и взаимовыгодные отношения с нашими поставщиками, что не может не влиять на стабильность нашего бизнеса в целом, а также на репутацию компании ”.

Итак, несмотря на то, что современный рынок ритейла – это рынок покупателя, который диктует серьезные условия своим поставщикам, но при наличии такого эффективного инструмента как факторинг этим требованиям можно соответствовать. И какие бы задачи не стояли перед бизнесом, сотрудничество Поставщиков с торговыми сетями выгодно для обеих сторон. А решения факторинга и финансовой логистики помогут сделать это сотрудничество более комфортным.
  • Просмотров: 19697

Метки: отзывы о факторинге, поручительство за покупателей, финансирование дебиторской задолженности, финансирование закупок, электронный факторинг

 
Подписаться

Подпишитесь, чтобы быть в курсе обновлений!

Облако меток
безрегрессный факторинг Генеральный директор дебиторская задолженность дебиторы договор факторинга документооборот закупочный факторинг иностранные покупатели клиенты говорят Клиенты Говорят коммерческий директор коммерческий кредит кредитный риск лимит лимиты налогообложение факторинговых операций неплатежи оборачиваемость оборотные средства отзывы отзывы о факторинге отсрочка отсрочка платежа платежеспособность покупателей платежная дисциплина платежная дисциплина покупатели покупатели пополнение оборотных средств поручительство поручительство за покупателей поставки поставщики проверка клиента просрочка просрочка платежа расчет комисии в факторинге риск неоплаты товаров риск неплатежа риск потери ликивдности риски страхование кредитных рисков страхование риска неоплат страхование риска неоплаты судебное урегулирование дебиторской задолженности УДЗ улучшение платежной дисциплины управление дебиторской задолженностью управление рисками факторинг Факторинг факторинг без регресса факторинговое обслуживание финансирование дебиторской задолженности финансирование закупок финансовая логистика финансовый директор ЭДО экспорт экспортные операции электронный факторинг