Этот ресурс посвящен факторингу и финансовой логистике. Здесь вы найдете ответы
на любые вопросы: зачем нужен факторинг и какие задачи он решает, как выбрать Фактора
и не ошибиться, как убедить Клиентов начать работать по факторингу, на что обратить внимание в договоре факторинга и многое другое.
А еще здесь делятся мнениями, жалуются, ругают и хвалят — те, кто уже пользуется
решениями факторинга и финансовой логистики.
Свет в конце тоннеля или фары приближающегося поезда
15.04.2016
2015 год позади, отгремел салют 23 февраля, цены на цветы вернулись на прежний уровень после 8 марта. Весна активно наступает, вопреки и несмотря ни на что. На рынке нефти, кажется сломлен «медвежий» тренд, поэтому хотелось бы выдохнуть и с надеждой взглянуть на предстоящие 9 месяцев 2016 года.
Сегодня ifactoring.ru побеседовал с представителями компаний из разных точек нашей страны и из разных отраслей, чтобы выяснить, какие уроки были вынесены из 2015 года, и на что надеется бизнес в 2016 году.
Виктория СенкевичФинансовый директор ООО «АСКОМ»
Андрей КупаевГенеральный директор ГК «Монарх»
Ирина ДаниловаГенеральный директор ООО «Полиолефин-Урал»
Василий ДерюжкинДиректор по продажам ООО «Биосвет – Дизайн»
1. Как Вы оцениваете результаты деятельности своей компании в 2015 году? Насколько они совпали с Вашими планами и ожиданиями?
Виктория СенкевичГод для нас закончился лучше, чем мы ожидали. Начался он довольно тяжело – высокие ставки по кредитам в банках существенно осложнили нам доступ к финансированию. Вдобавок к этому нас сильно подвел контрагент, в результате чего у нас возник убыток. Но несмотря на это, год мы закончили хорошо.
Андрей КупаевНесмотря на кризис свои результаты мы оцениваем положительно. Учитывая то, что происходило в стране и на рынке в конце 2014 и начале 2015 года, мы не ставили каких-то конкретных планов. Наша цель была удержать рынок, и мы достигли этой цели. Удалось даже значительно прирасти в отдельных сегментах. Так что в целом год оказался не так плох, как это казалось в самом начале.
Ирина ДаниловаПрошлый год я считаю успешным для нашей компании. Нам удалось не только сохранить свои позиции на рынке, в отрасли, но и нарастить объемы продаж.
Василий ДерюжкинНесмотря на то, что в 2015 году ситуация на рынке менялась очень быстро, мы оцениваем свои результаты положительно. Сократился платежеспособный спрос в целом, а также сместился в более дешевый сегмент. Это было прогнозируемо, и мы были готовы – скорректировали наше предложение, что повлияло на результат.
2. Назовите события внутри вашей компании / на рынке / в макроэкономике, которые положительно повлияли на финансовый результат по году.
Виктория СенкевичНаша продукция относится к продуктам социальной значимости, и спрос достаточно стабилен. К тому же продукт у нас «бюджетный», поэтому финансовый кризис нам даже немного «на руку» - с целью экономии потребители все чаще делают выбор в нашу пользу.
Андрей КупаевВ первую очередь, это ажиотажный спрос на продукцию в 1 квартале 2015 года. Во-вторых, это улучшение ситуации с внешним финансированием (относительно конца 2014 года), в том числе и снижение ставок. Ну и конечно же наша работа внутри компании – это и тщательная работа с клиентской базой, а также поиск и использование внутренних резервов, которые есть в каждой компании. Нужно только их знать и вовремя использовать.
Ирина ДаниловаКак это ни странно, но основной причиной, последствия которой помогли нам закончить год хорошо, стали сложности, возникшие в отрасли. Многие компании на Урале закупали сырье крупными партиями у дистрибуторов в других регионах. Однако внешняя ситуация спровоцировала их на снижение затрат и переход на более мелкие закупки. Однако мелкие закупки невыгодно делать, если поставщик находится далеко, т.к. возникают большие расходы на логистику. Поэтому компании обращаются к поставщикам в их домашнем регионе. Таким образом, кризис помог нам увеличить количество клиентов.
Василий ДерюжкинКак не странно, но к положительным моментам я бы отнес внутреннюю оптимизацию, которую мы провели по всем подразделениям. А также ужесточение нашей политики в отношении работы с дебиторской задолженности. Очень часто руки просто не доходят до каких-то изменений, а тут пришлось оперативно подстраиваться под меняющиеся внешние условия.
3. Назовите события внутри вашей компании / на рынке / в макроэкономике, которые отрицательно повлияли на финансовый результат по году.
Виктория СенкевичБанкротство одного из наших ключевых партнеров – региональной торговой сети. К сожалению, задолженность нам вернуть не удалось, что привело к возникновению убытков.
Андрей КупаевПосле роста в начале года во втором квартале произошел существенный провал в продажах, что негативно повлияло на итоговые результаты. Существенно отразилось колебание валютных курсов. У нас много импортного товара, много иностранных поставщиков, которым пришлось уйти с российского рынка, потому что их продукция просто стала очень дорогой по сравнению с российской. Но, к сожалению, российские поставщики были не готовы к такому спросу и не смогли быстро загрузить мощности. В результате у нас какое-то время был дефицит товара, что вызвало определенный негатив со стороны наших клиентов.
Василий ДерюжкинОчень быстро меняющиеся внешние условия, в частности, изменения курса доллара. Дело в том, что мы продаем товар по всей стране. И понятно, что дискретность отгрузок на Дальний Восток несравнима с отгрузками в центральные регионы. Поэтому мы не можем быстро менять свой прайс, исходя из колебаний валюты. Это очень критично для нас было. Еще один момент – это удорожание финансовых услуг, в том числе и факторинга.
4. Какие уроки Вы вынесли из опыта прошлого года, и как это повлияло на Ваш бизнес?
Виктория СенкевичПрежде всего уроки моральные – доверять никому нельзя. Сегодня партнер хороший, а завтра – иди, свищи его в поле.
Андрей КупаевМы убедились, что даже в кризис можно развиваться и повышать эффективность своего бизнеса.
Ирина ДаниловаК сожалению, как бы ни был у вас надежный дебитор, в нашем деле на веру ничего принимать нельзя. И дело не только и не столько в самом дебиторе. Все мы лишь звенья длинной логистической цепочки, и никогда не можешь быть уверенным, где она прервется
Василий ДерюжкинМы на рынке очень давно, и нестабильная экономическая ситуация для нас не нова. Многие подводные камни мы прошли без ущерба благодаря наработанному в прошлом опыту. В качестве основного вывода я бы обозначил необходимость сокращение времени внедрения управленческих решений. Да, мы знаем, что нужно сделать, но проходит слишком много времени между принятием решения и его внедрением. Мы иногда просто не успеваем за динамично меняющимися условиями рынка.
5. Какие у Вас ожидания от 2016 года?
Виктория СенкевичДа какие ожидания - нужно работать, наращивать товарооборот. Продукт у нас скоропортящийся, поэтому новых рынков не появится. Будем работать и развиваться на территории Красноярского края. Как у финансового директора у меня на этот год стоит задача снизить кредитную нагрузку на бизнес.
Андрей КупаевМы не строим каких-то глобальных планов на этот год. Основная задача, такая же, как и в прошлом году – не потерять рынок и сохранить текущий уровень продаж. К сожалению, в нынешней ситуации строить даже среднесрочные планы – идея сомнительная, поэтому у нас только операционное планирование.
Ирина ДаниловаЯ всегда настроена на рост и развитие бизнеса. Но, как говорится «Человек предполагает, а Бог располагает» …. Если не случится каких-то непредвиденных событий, то мы усилим в текущем году наши позиции на рынке и в отрасли.
Василий ДерюжкинУже подходит к концу первый квартал, и многие вещи видны. Год мы начали очень эффективно, но пока не загадываем, поскольку 2015 научил нас не планировать так на долго. Хотя, стоит заметить, что скорее всего по результатам марта-апреля, мы увеличим горизонт планирования с 2 месяцев до 4-х.
6. Факторинг. Какую роль этот инструмент сыграл в «жизни» вашей компании в 2015 году и какие у Вас ожидания от него в 2016 году?
Виктория СенкевичПо факторингу мы работаем давно, с 2010 года. Но большую часть времени мы выступали в роли поставщиков. С конца 2014 года мы стали работать в качестве покупателя по продукту «Закупочный факторинг». Для нас это даже важнее, чем работа по факторингу с покупателями, потому что наши поставщики работают только в предоплату. А с помощью «Закупочного факторинга» мы получаем нужную нам отсрочку, что, в свою очередь, позволяет нам выстраивать диалог с самыми привередливыми покупателями – торговыми сетями.
Андрей КупаевДля нас факторинг – это дополнительный источник финансирования, который в прошлом году пришелся весьма кстати. В этом году нам бы хотелось, чтобы ставки по факторингу приблизились к банковским. И конечно же мы всегда открыты для новых продуктов и решений.
Ирина ДаниловаМы по факторингу работаем совсем недавно, с декабря 2015 года. Поэтому относительно прошлого года ничего не могу сказать, но мы возлагаем на факторинг, и в частности на НФК, большие надежды. У нас очень длинные цепочки (как логистические, так и финансовые), поэтому для качественного рывка на рынке нужны дополнительные инструменты. Например, факторинг, который позволяет нам предлагать клиентам выгодные условия поставок.
Василий ДерюжкинФакторинг для нас очень удобен в отношении новых клиентов – всех «новичков» мы в обязательном порядке передаем в факторинговую компанию. Если НФК не устанавливает лимит, то мы работаем с клиентом очень осторожно. Факторинг позволяет нам перекладывать риски на факторинговую компанию, наращивая клиентскую базу. Количество клиентов у нас растет, новых клиентов становится все больше, поэтому факторинг очень важен для нас, и мы возлагаем в 2016 году на него большие надежды.